В предыдущей статье я показал, как вопреки здравому смыслу и общепринятому мнению денежная мотивация официантов не приносит желаемых результатов. А сейчас попробую подобраться к более эффективной и гораздо более сложной теме – нематериальной мотивации официантов.
Для начала, я настоятельно хочу дать несколько принципиальных тезисов, которые идут вразрез с общепринятым мнением, однако четко доказываются на практике.
- Реальная мотивация – это то, что скрыто. Мы заявляем одно, но на деле нас мотивирует совсем другое. Подчас мы и сами не догадываемся, что нас реально мотивирует.
- Деньги не мотивируют. По крайней мере, большинство людей. Даже если они утверждают обратное. Да, люди ходят на работу ради денег. И если вы перестанете им платить, они перестанут работать. Но, от того, что вы станете платить им больше – они не станут работать лучше и это факт.
- У каждого есть своя достаточная сумма на данный момент, получая которую, он не сдвинется с места. Даже если на словах кажется, что её недостаточно и хотелось бы больше.
- Все люди ищут любви и признания. Почти все наши действия направлены на удовлетворение потребности в признании. Даже когда мы стремимся заработать больше, чем просто на еду и оплату жилья – мы зарабатываем на признание. Покупая айфон – человек покупает не телефон, он покупает престиж и признание. Ему кажется, что теперь его будут уважать и любить чуточку больше.
Все, что будет сказано дальше о мотивации официантов, администраторов, поваров и кого бы то ни было, будет опираться на эти четыре тезиса.
Факторы нематериальной мотивации
Самым главным мотивирующим фактором является признание достижений. Все, что человек делает – это формы, в которых он стремится получить признание. Например, он может искать признания с помощью:
- обладания дорогими и/или модными вещами: Лабутены, айфон, Мерседес.
- обладания статусом и полномочиями: звание, должность, власть.
- демонстрации одобряемого поведения: «Мама, я помыл посуду!» -«Моя ты умничка!».
Таким образом, мотивирующими факторами будут:
- Признание достижений: позитивная/негативная обратная связь, карьерный и личностный рост, звания, должности, ответственность и полномочия. Признание лидера, признание команды. Участие в соревнованиях.
- Интерес: интерес в работе, удовольствие, азарт.
- Чувство принадлежности к коллективу: разделяемые нормы, ценности и ритуалы. Приверженность компании, корпоративный патриотизм.
Дальше я кратко поделюсь некоторыми давно известными и проверенными идеями, которые действительно работают, но только при одном условии. Вот оно: «Возьмите и сделайте это, бл@дь!».
Все эти ваши дерьмовые оправдания из серии: «о, это не сработает», «ой, да этих официантов вообще ничего не интересует», «да они просто все ленивые дебилы» – все они имеют место быть и будут всегда. И вам абсолютно точно не стоит ожидать быстрых и потрясающих результатов! И да, после того как вы объявите официантам о том, что теперь вы заживете по-новому, ничего кроме скептических улыбочек на их лицах не увидите.
Это все так, но не значит, что ничего не следует начинать! Это большой тяжелый путь и его нужно пройти, ведь то, что вы получите в результате – окупит вложенные силы сторицей!
Замотивированный, ответственный персонал, получающий удовольствие от работы, которому вы можете доверять – это то, о чем мечтает каждый ресторатор. Официанты – это те люди, которые приносят вам деньги. И они должны хотеть приносить их вам!
Признание достижений
Существует огромный спектр способов и форм признания достижений. Главное – пользоваться ими. И, конечно, чем больше у вас в арсенале заготовок, тем лучше. Самое простое признание – это «умничка, красавчик, молодец» в момент правильного действия официанта. Не скупитесь на такую простую похвалу. Каждый ваш подчиненный должен получить 3-5 таких простых «поглаживаний» за день. Это абсолютно ничего не стоит, но убивает сразу нескольких зайцев: улучшает отношения между администратором и официантом и общую атмосферу в коллективе и подкрепляет правильное поведение. Когда вы хвалите официанта за правильное действие, он попробует сделать его снова, чтобы получить похвалу.
Другая форма признания – это награждения. Тут все зависит от ваших целей и фантазии: от «Лучший Официант Месяца», до «Бетмен кухни» или “Богиня зала”.
Многие говорят, что это все чушь: лучше наградить деньгами или просто поднять зарплату. Это миф! Деньги, конечно, не помешают, и если у вас есть такая возможность – дайте их. Но грамота, значок и звание – это первостепенно и работает гораздо мощнее любых премий.
Еще одна действенная форма – это благодарность руководства. Не можете дать денег – поблагодарите людей за труд от души. Можете дать денег? Отлично! Поблагодарите людей за труд от души и дайте денег. Но главное – благодарность.
Интерес
Конечно, работу нужно стараться сделать интереснее. Один из способов достижения этого – возбуждение азарта в официантах. Устройте соревнования. Хорошо организованные сейлз-ралли, соревнования на самый большой средний чек, с таблицей чартов, с прикольными номинациями и хорошими призами – отлично мотивируют официантов! Делайте это весело и торжественно, пусть это будут ваши “маленькие ресторанные олимпийские игры”.
Вовлекайте в разработку конкурсов и мероприятий самих официантов, ведь на работе проходит половина их и вашей жизни! И то, какой она будет: унылой и тупой или красочной и веселой, – только ваша и их ответственность.
А интересно проводить обучение помогут специальные игры для официантов:
Принадлежность к коллективу
Взращивание корпоративного патриотизма – отличный способ побороть текучесть кадров, сформировать командный дух, ответственное отношения к работе, приверженность общему делу. Дело это непростое и заниматься им нужно постоянно. Но на выходе вы получите очень ценный результат.
Сплочать коллектив нужно регулярными спортивно-алкогольными мероприятиями. Совместные походы куда-либо, сборы, корпоративы – все это должно происходить в тех или иных формах не реже одного раза в месяц. Закрепляйте дружеское общение введением особых присущих только вашему коллективу: ритуалов, приколов, сленга, «кричалок» и т.д.
Кроме того, очень важную роль в формировании коллектива играют возникающие конфликты. Они важны, как и любые кризисные состояния. Вовремя выявленные, открыто и конструктивно обсужденные и решенные, конфликты обеспечивают развитие и еще большую сплоченность коллектива.
Автор: Максим Пылаев, “Отличный Сервис”.
При публикации статьи или ее части ссылка на источник обязательна! (goodserv.org.ua)
Всё же считаю, что официанта по итогам месяца намного больше замотивируют 100$ премией, чем званием “официант месяца”))
Николай, лучше совмещать, безусловно.)) Но и если мы говорим о 100 баксах, это одно. А если ресторатор может себе позволить только 200 грн., то лучше, вероятно, грамотой обойтись.
С молодежью работает. С официантами за 40, только финансовое поощрение.
Евгений, спасибо за коммент! Думаю, Вы правы, но официанты за 40 – это так странно))
Официанты за 40 это проффесионалы,это официанты по жизни по духу,а не студенты на подработке которым пофиг на эту проффесию,и себя в ней они не видят,вот из за официантов однодневок у нас и обслуживание 90% го-вно!!!!!
Очень, может быть, Юлия! Все дело в отношении к этой профессии у нас.
Скорее у нас 90% говна внутри по этому кажется что везде одно говно, с себя наверно надо начинать, а обслуживание у нас хорошее места надо знать )))
Совмещать хорошо для зелёных! Опытного официанта раздражают какие-либо комментарии о его профессионализме.
Если ваш персонал уже работает довольно эффективно, регулярные премии за сверхурочные и перевыполненный месячный план будут только усиливать продолжительность позитивного эффекта.
Возможно, но не уверен
Автор – честь и хвала! Статья хорошо написана. Смутил в начале стандартный официальный стиль, но… В середине вы поменяли редактора?)
Иван, спасибо!) К середине вдохновение пришло)