Мотивация кого бы то ни было – это весьма сложная задача. И не одно копье сломано в попытках замотивировать официанта.
Все в курсе, что мотивация бывает материальной и нематериальной. Общее заблуждение руководителей состоит в том, что материальные стимулы считают мотиваторами. Отсюда жалоба, которую мне часто приходится слышать: «у них очень большие зарплаты, а работать не хотят! Я не знаю, в чем дело?». А дело вот в чем: факторы мотивации разделяются на мотивирующие и поддерживающие.
Поддерживающие – это те, без которых официант просто не выйдет на работу. К ним относят: условия труда, деньги. Сами по себе они не мотивируют. А есть факторы – мотивирующие: признание достижений, профессиональный и карьерный рост, ответственность и полномочия, интерес, чувство принадлежности к коллективу.
Если вы хотите получить реально замотивированных официантов, то вам следует работать над всеми факторами.
Деньги как фактор мотивации
Возьмите любого официанта или администратора, да и вообще кого угодно и спросите «ради чего ты ходишь на работу?». 98% ответит вам, что ради денег. И почти все соврут. Поскольку очевидно, что деньги сидят в зале, а официант все время пытается «зарабатывать их в курилке». Ясно, что деньги в улыбке, а у официанта все время нет настроения. Понятно, что деньги в предложении и аппетитном описании блюд и напитков, а официант не знает меню и отвечает гостю односложно: да/нет, раздраженно закатывая глаза.
Казалось бы, вот твои деньги: процент от продаж и чаевые, бери и зарабатывай еще и еще! Но заработав определенную сумму, официант расслабляется и ждет только окончания смены. На это есть пара причин.
Почему деньги не мотивируют?
- Деньги сами по себе мотивируют далеко не всех (по опыту примерно 1-2 человека на 10)
- Система денежного вознаграждения построена неправильно.
Касательно первого пункта: вы сразу узнаете людей, которые мотивируются деньгами у себя в команде. С одной стороны – это лучшие продажники. Как правило, это официанты, которые сами себя обеспечивают и имеют четкие цели (накормить семью, заплатить за обучение, насобирать денег на что-то).
С ними всегда есть проблемы: обычно они плохо приживаются в коллективе. С одной стороны, из-за зависти коллег, с другой – из-за того что сами нередко готовы “идти по головам”, бороться за позиции, столы, гостей, выгодные смены и все такое прочее. Словом, если использовать клише, говоря о них: «неразборчивы в выборе средств при достижении своих целей».
Разумеется, бывают «бэтмены» и со всех сторон положительные. С такими проблема в том, что они не остаются официантами надолго, а становятся администраторами (хорошо, если в вашем заведении) либо уходят работать по профессии.
Система денежного вознаграждения
Хоть деньги сами по себе и не мотивируют официантов, правильно организованная система денежного вознаграждения может быть дополнительным (но не единственным!) стимулом.
Разумеется, мотивация (как и всё) должна быть разработана специально для вашего заведения, учитывая все ваши особенности и реалии. Но стоит учесть некоторые общие принципы и факты, проверенные на опыте и временем.
Много денег бывает
Парадоксально прозвучит, но у каждого человека есть сумма, которой ему достаточно. Можно целую статью написать о том, почему так получается и в чем глубинные психологические причины этого феномена, но это отдельная тема. Смысл в том, что это та сумма, которая позволяет человеку продолжать находиться в зоне комфорта, не рисковать и не напрягаться. Учитывая то, что официанты это, как правило, студенты, которые, если не живут с родителями, то спонсируются ими, можно предположить, что им ставки и немного чая вполне достаточно. И напрягаться, предлагать что-то гостям, «кружить столы» – это для них неинтересно и лишний напряг.
Вот почему зарплата обязательно должна быть составной и ставка должна быть не больше, чем средняя по городу. Остальное – проценты и бонусы.
Все идет по плану
Вообще план должен быть для всех. Кроме плана личного, для каждого официанта, должен быть план командный (важно и поваров в него включить, чтобы они радовались запарам, вместе со всеми). Я работал поваром в одном ресторане, где у меня не было никакой заинтересованности в том, чтобы готовить. Поэтому официантов, активно бьющих заказы, особенно сложные, повара просто проклинали. А если бы повар понимал, что это и его деньги, было бы наоборот.
Не самый эффективный мотиватор, но достаточно рабочий стимул – это страх. Поэтому, с одной стороны, можно сделать обязательным выполнение плана, чтобы получить самый маленький процент. Это кнут. Ну, а дальше – пряники: градация по перевыполнению плана и увеличение процента. Все должно быть труднодостижимо, но реально.
Система грейдов
Карьерный рост и повышение статуса (одна из разновидностей достижения) для многих является хорошим стимулом. Такую лесенку внутри одной должности можно организовать с помощью грейдирования. Например, у вас есть несколько уровней: на одном самая маленькая ставка и процент, на втором выше и так далее.
Для перехода с одного уровня на другой нужно, например, сдать экзамен по меню, не иметь штрафов и замечаний в течение определенного времени и выполнять план на n%, выполнять стандарты, пройти тренинг для официантов. Условия для перехода на следующий уровень должны одновременно быть и условиями, чтобы удержаться на нем.
Средний чек
Про средний чек уже писано-переписано. Спорить тут не о чем – это главный показатель профессионализма официанта. И его можно использовать не только для оценки, но и для мотивации официантов. Соревнования, хоть для них можно установить и денежные призы, все-таки больше относятся к нематериальным факторам мотивации и действительно мотивируют лучше всего. Но об этом в другой статье.
В заключение стоит отметить ,что мотивация не должна продумываться в отрыве от остальных четырех элементов системы управления сервисом.
Автор: Максим Пылаев, “Отличный Сервис”.
При публикации статьи или ее части ссылка на источник обязательна! (goodserv.org.ua)
C 1996 работаю в ресторанах, общаюсь с официантами и не согласен, что деньги их не мотивируют.
Самый главный мотиватор это работать в ресторане с хорошей ставкой + процент от реализации, ну и чаевые никто не отменял.
Насчет карьерного роста, то для официантов его попросту нет, выше лишь управляющий и директор – туда не добраться. А администраторами они не хотят работать, поскольку привыкают к ежедневным чаевым, которых нет у админов.
Николай, спасибо за отзыв! Речь в статье о том, что система денежной мотивации должна быть устроена правильно, чтобы она работала. Например, если Вы сегодня заплатите официанту 100 грн., а завтра станете платить 150 грн. он от этого не станет работать лучше. “Самый главный мотиватор это работать в ресторане с хорошей ставкой” – это не мотиватор, это то к чему они стремятся их желание, если угодно. А я говорю о факторах, которые побуждают человека работать лучше каждый день. И кстати, по моему опыту, многие стремятся работать в ресторане с самой большой ставкой и % только на словах. Потому что понимают, что в ресторане с лучшей ставкой и % с них и требовать будут соответственно. И далеко не всех это устраивает. Потому что если бы все было так как Вы говорите, то никто бы не работал в чебуречных и “генделях”)).
По поводу карьерного роста, Вы совершенно правы, не понятно только к чему это?))
Интересно, а вот коментаторы и с других Ваших статей сами не работали никогда офиками? Потому что я по себе даже могу сказать, что работала в заведении с высокой оплатой труда, но скотским отношением (даже и речи нет о каких-то еще мотивациях и похвалах) и мне было там тошно. Потом мне довелось поработать в заведении с низкой ставкой, но с постоянной обратной ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ связью от руководства – и хотелось там остаться подольше и что-то делать выше своих способностей. Сейчас я управляющий в ресторане и ей-богу мелькают мысли о том, что я бы с радостью ушла куда-то ниже по званию, но хорошим отношением, чем на нынешнем месте, где оплата труда просто прекрасная, но черствый начальник. Но опять же, стоит разделять управленцев и линейных сотрудников, там уже другие плоскости. Короче говоря, как и предлагает автор, как я понимаю, золотая середина – при возможности и денежное поощрение и нематериальное. Плюс руководитель в глазах сотрудников более любим и уважаем, когда от него получаешь обратную связь, а не только ругань или вообще ничего.